Фотографии двух родственниц Бронте по материнской линии — Эдит (Edith) и Марион (Marion) Брэнуэлл (Branwell) с сайта музея западного Корнуолла Пенли-Хаус (Penlee House) в Пензансе (Penzance) — дома, где жило одно из ответвлений родословной Брэнуэллов:
(Edith Branwell) (Marion Branwell)
На этих и других изображениях Брэнуэллов с сайта музея заметны характерные черты, присущие этой семье, а именно — выступающий вперед подбородок и челюсть (или подчелюсть)[1].
***
Этот портрет молодой женщины XIX века был впервые напечатан в издании "The Woman At Home" (в июльском выпуске 1894 года). Его авторство было приписано Шарлотте Бронте, изобразившей на этом портрете свою сестру Эмили.
На сегодняшний день существует три или четыре так называемых портрета Эмили Джейн Бронте, но все они были решительно отвергнуты вдовцом Шарлотты Бронте Артуром Беллом Николлсом, за исключением данного изображения.
В настоящее время стало известно, что предполагаемый портрет Эмили Джейн Бронте, впервые опубликованный в "The Woman At Home" в июле 1894 года являлся обычной иллюстрацией из «Книги красоты» /«Book of Beauty». Принадлежность этого портрета Шарлотте Бронте, равно, как и изображение на нем ее сестры Эмили Джейн Бронте совершенно не обосновано.
Данный портрет написан маслом и помечен неразборчивым текстом (возможно, имя художника или название).
Создание этого портрета относят к середине XIX века, а его авторство приписано «мисс Бронте» (то есть, Шарлотте Бронте).
Картина была передана аукционерам частным владельцем, который, узнав об удачной продаже предыдущего «портрета Эмили Бронте» ожидал получить по крайней мере 3 тысячи фунтов.
По предварительной оценке в стоимость картины составляла могла составить от трех до четырех тысяч фунтов.
В центре этого портрета мы видим своеобразный "столб" (отсюда условное название "'Столбовой портрет'"), в котором можно угадать контуры стертого изображения, судя по всему, мужской фигуры. Это обстоятельство породило версию о том, что в центре было изображение самого Патрика Брэнуэлла, который, как предполагается, впоследствии стер свое изображение с семейного портрета[2]. В частности, так считает исследователь творчества Бронте Патрисия Ингхем (Patricia Ingham)[3].
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:
Говорилось лишь о том, что сама миссис Гаскелл видела этот портрет, который свидетельствует о несомненном таланте Брэнуэлла-портретиста и дает описание того, что она увидела:
«… But they all thought there could be no doubt about Branwell's talent for drawing. I have seen an oil painting of his, done I know not when, but probably about this time. It was a group of his sisters, life size, three-quarters' length; not much better than sign-painting, as to manipulation; but the likenesses were, I should think, admirable. I could only judge of the fidelity with which the other two were depicted, from the striking resemblance which Charlotte, upholding the great frame of canvas, and consequently standing right behind it, bore to her own representation, though it must have been ten years and more since the portraits were taken. The picture was divided, almost in the middle, by a great pillar. On the side of the column which was lighted by the sun, stood Charlotte, in the womanly dress of that day of gigot sleeves and large collars. On the deeply shadowed side, was Emily, and Anne's gentle face resting on her shoulder. Emily's countenance struck me as full of power; Charlotte's of solicitude; Anne's of tenderness. The two younger seemed hardly to have attained their full growth, though Emily was taller than Charlotte; they had cropped hair, and a more girlish dress. I remember looking on those two sad, earnest, shadowed faces, and wondering whether I could trace the mysterious expression which is said to foretell an early death. I had some fond superstitious hope that the column divided their fates from hers, who stood apart in the canvas, as in life she survived. I liked to see that the bright side of the pillar was towards her — that the light in the picture fell on her: I might more truly have sought in her presentment — nay, in her living face — for the sign of death in her prime. They were good likenesses, however badly executed. From thence I should guess his family augured truly that, if Branwell had but the opportunity, and, alas! had but the moral qualities, he might turn out a great painter…».
(Фрагмент из книги Элизабет Гаскелл "Жизнь Шарлотты Бронте" /"The Life of Charlotte Brontё", 1857).
Как мы видим, здесь нет детального исследования этого вопроса, а имеет место лишь описание визуального восприятия этого портрета самой Элизабет Гаскелл.
Так что, по всей видимости, этот случай можно отнести к тем обстоятельствам в жизни семьи Бронте, которые так и останутся неразрешимой загадкой.
Поэтому мы вправе говорить лишь о различных вольных интерпретациях этого явления.
Так, в фильме французского режиссера Андре Тешине «Сестры Бронте» ("... Les soeurs Brontё"), 1979 уже с самого начала делается акцент на написании Патриком Брэнуэллом этого портрета. Далее мы видим, что Патрик Брэнуэлл стирает с портрета свое изображение в порыве отчаяния, когда к нему приходит осознание, что он сам загубил свой талант избранным им образом жизни и, возможно — понимание, что он недостоин быть изображенным на семейном портрете рядом со своими сестрами.
Также неизвестно, проводилось ли детальное исследование данного художественного полотна и точно ли выявлено, что на нем было именно изображение Патрика Брэнуэлла[4]. В повести Ирины Ярич «Бронте» (2004) говорится, что сестры изображены возле колонны (очевидно, автор опирается на вышеприведенное высказывание Элизабет Гаскелл): «… Левая сторона от колонны была затенена, там расположилась Эмили, которая уже немного выше старшей сестры. … Рядом с ней Энн с трогательным личиком и застывшим удивлением на лице…».
Если все же остановиться на версии, что на данном портрете было именно изображение Патрика Брэнуэлла, то возникает естественный вопрос: почему, судя по стертым контурам изображения, Патрик Брэнуэлл на данном портрете выглядит самым высоким, тогда как все сохранившиеся свидетельства говорят об обратном. На приведенной далее диаграмме роста всех членов семьи Бронте видно, что ниже Патрика Брэнуэлла была лишь Шарлотта.
Исходя из документальных биографических источников известно, что Брэнуэлл даже был принужден просить отставки с должности помощника учителя школы, где ему довелось работать какое-то время как раз по причине того, что он не выдержал насмешек учеников над своим маленьким ростом[5].
Так что не исключено, что здесь могло быть стертое изображение не Патрика Брэнуэлла, а кого-то другого, возможно, отца семейства — преподобного Патрика Бронте...
Вот в таком виде этот портрет выставлен в "Национальной галерее" ("The National Portrait Gallery") в Лондоне:
К счастью, картина была сфотографирована в своем изначальном виде (до ее фрагментарного уничтожения). С фотографии была сделана гравюра, которая теперь находится в собственности Общества Бронте ("The Brontë Society")
Джон Гринвуд (John Greenwood, 1807? — 1863), торговец канцелярскими товарами в Хауорте, который поставлял сестрам Бронте бумагу для рукописей, также получил доступ к этой фотографии и сделал с нее набросок голов сестер. Вероятно, это было сделано где-то до 1861 года.
Таким образом, помимо оригинального изображения Эмили (см. ниже) сохранились следующие материалы, относящиеся к данному портрету:
- Фотография
- Гравюра с фотографии
- Карандашная копия с изображением каждой из трех сестер
(сделана Джоном Гринвудом на вощёной бумаге)
"Эмили Джейн Бронте" /
"Emily Jane Brontё".
[Сохраненный фрагмент большого портрета,
известного сегодня под условным
названием "Портрет ‘Оружейной группы’" /
"‘The Gun Group’" (ок. 1833 или 1834 года)]
Оригинал
"Портрет ‘Оружейной группы’" /"‘The Gun Group’" (ок. 1833 или 1834)
Фотография
Слева направо: Энн, Шарлотта, Патрик Брэнуэлл, Эмили
"Портрет ‘Оружейной группы’" /"‘The Gun Group’" (ок. 1833 или 1834)
Гравюра с фотографии
Карандашная копия изображения Эмили
(сделана Джоном Гринвудом на вощёной бумаге)
Карандашная копия изображения Энн
(сделана Джоном Гринвудом на вощёной бумаге)
«22 июня 1830 г. 6 часов пополудни.
Гаворт близ Бредфорда
<...> Странный случай произошел 22-го июня 1830 г. В это время папа был очень болен; он не вставал с постели и был так слаб, что не мог приподняться без посторонней помощи.
Тэбби и я, мы были одни на кухне около половины девятого утра. Вдруг услыхали мы стук в дверь. Тэбби встала и отперла ее. Показался старик, оставшийся стоять за дверью. Он обратился к ней с такими словами:
Старик: Здесь ли живет пастор?
Тэбби: Да.
Старик: Я желаю видеть его.
Тэбби: Он очень болен и лежит в постели.
Старик: У меня есть к нему поручение.
Тэбби: От кого?
Старик: От Господа.
Тэбби: От кого?
Старик: От ГОСПОДА. Он велел мне сказать, что жених идет, и мы должны готовиться встретить его; что веревки скоро будут порваны и золотая чаша разбита; что кувшин будет разбит у колодца[7].
***
Не менее невероятным кажется следующий факт, имевший место в Англии в конце XX века и зафиксированный документально: В ночь на 19 декабря 1966 года некий Кейт Акройд (Keith Akeroyd), хозяин хауортской пивной «Тоби Джаг» (Toby Jug Restaurant) в общем зале своего заведения столкнулся с привидением.
«Я обернулся и увидел женщину в клетчатом кринолине с плетеной корзинкой в руках, — описывает сам хозяин пивной встречу со странной гостьей своего заведения. — Она улыбнулась мне, игриво хихикнула, затем прошла через всю комнату к тому месту, где когда-то находилась лестница, и по несуществующим ступенькам поднялась в спальню».
Хозяин и посетители «Тоби Джаг» сразу же опознали в призраке уроженку этих мест поэтессу и писательницу Эмили Бронте. С тех пор ежегодно в день смерти самой Эмили Бронте ее привидение стало навещать пивную[9].
***
На странице http://bjtanke.com/BRONTE/pagex.htm сайта http://bjtanke.com/BRONTE/index.htm приведена интересная диаграмма, отражающая разницу в росте членов семьи Бронте. Слева направо: Шарлотта, Эмили, Энн, Патрик Брэнуэлл, Патрик (отец).
«В один из вечеров на исходе 1854 года, когда мы сидели у огня, прислушиваясь к завываниям ветра вокруг дома, моя бедная жена печально сказала: "Если бы вы не были со мной, я должна была бы сейчас писать". — Затем она побежала наверх, снова спустилась и принялась читать вслух начала своего нового произведения[10]. — Когда она покончила с чтением, я заметил: "Критики обвинят вас в повторении, поскольку вы снова описываете школу". Она ответила: "О, я это переделаю — я всегда принимаюсь за произведение по два или три раза, прежде, чем остаюсь довольной". — Но этому не суждено было свершиться». (Из письма Артура Белла Николлса к Джорджу Смиту от 11 октября 1859 года)[11].
[1] Источник: http://www.brontesisters.co.uk/.
[5] Петерсон О. Семейство Бронте: (Керрер, Эллис и Актон Белль). – СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1895. – С. 157.
[9] Данные по: Campbell M. Strange World of the Brontës. – Wilmslow, Cheshire, England: Sigma Leisure, 2001. – P. 121; Смирнов В. «Призрак из пивной» // Газета «Оракул» №11, 2001. – С. 13.