Маленькая фея Шарлотта (Шарлотта Бронте)
Сегодня уже мало кто об этом помнит, но символом романтической любви для целого поколения постсоветских женщин
стала трогательная английская гувернантка Джейн Эйр (точно так же, как символом латинских страстей стала рабыня Изаура, а символом открытой, несдерживаемой ничем сексуальности нормальной женщины – пылкая леди Чаттерлей).
Если не брать в расчет латиноамериканские «мыльные оперы», которые стали порождением XX века, то романами о трогательных любовных историях зачитывались еще наши бабушки и прабабушки. Это как-то не соответствовало государственной идеологии нашей страны, и потому долгое время знаменитые книги оставались вне поля зрения целых поколений женщин.
Теперь же, наверное, каждый знает имя Шарлотты Бронте, которая и подарила миру бесхитростную историю худенькой некрасивой Золушки, в конце концов завоевавшей своей счастье.
Однако мало кто знает историю самой Шарлотты – такой же худенькой, печальной и трогательной английской барышни, которая за свою недолгую жизнь
по очереди похоронила практически всех своих родных и в конце концов сама умерла от скоротечной чахотки, не дожив даже до сорока лет.
В консервативной пуританской Британии начала XIX века провинциальной бедной девушке было невозможно даже мечтать о литературной карьере (не случайно первая книга сестер Бронте вышла под псевдонимом «братья Белл»). Ее уделом должны были стать семья, дети, муж либо монастырь с его строгим уставом и полным отрешением от всего земного. Где уж тут мечтать о романтической любви! Но не такими были дети, рожденные в семье приходского священника Патрика Бронте и его обожаемой супруги Мэри.
Когда Мэри умерла и была похоронена на кладбище маленького поселения в Средней Англии, где получил приход ее муж, Шарлотте было всего пять лет. Но она навсегда сохранила в памяти веселый живой характер своей матери, ее легкость в общении с детьми, которых у нее, кроме Шарлотты, было еще пятеро. В доме при ней часто звучали песни и музыка, которые умерли вместе со смертью Мэри.
Патрику было сложно в одиночестве воспитывать детей. К тому же мешала и большая нагрузка в приходе, служению в котором он отдавался без остатка. Формально детям ничего не запрещали, их искренне любили и старались предоставить пристойное образование, однако загруженность отца играла свою отрицательную роль. К тому же девочки (а их было пятеро -- Мария, Элизабета, Шарлота, Эмилия и Энн) мучительно напоминали ему умершую жену. Может быть, именно поэтому Патрик Бронте совершил роковую ошибку – отправил их на воспитание в один из сиротских приютов.
Самые благие побуждения, однако, обернулись трагедией – две старшие сестры Шарлотты в приюте буквально «сгорели» у нее на глазах от болезней и лишений. Узнав об этом, отец немедленно забрал оставшихся девочек – Шарлотту, Эмилию и Энн – и занялся их домашним образованием. Благо, при всей бедности семьи Патрик Бронте стремился обязательно выделять средства на обновление библиотеки и тщательно следил на культурными новинками Британии.
Однако при этом дети по-прежнему были предоставлены сами себе и вынуждены были самостоятельно искать себе занятия, чтобы разнообразить скучную жизнь сельской английской глубинки. Некоторые исследователи считают, что именно это и подтолкнуло всех детей семейства Бронте к занятию творчеством. Достаточно сказать, что на досуге они вместо обычных детских игр ставили целые кукольные спектакли, для которых сами писали пьесы, делали игрушки, а брат Бренуэлл рисовал декорации. Так развивались и фантазия, и творческие способности детей.
В конечном итоге лишь Шарлотте удалось получить «настоящее» образование. Отец отправил ее в пансионат, хорошо известный в Англии своими методиками преподавания и воспитания. Девушка с блеском закончила его в 1832 году и настолько хорошо себя зарекомендовала, что в течение нескольких лет после выпуска проработала там преподавателем. К концу жизни она вспоминала эти годы как самые спокойные и счастливые, не обремененные лишениями и скандалами.
стала трогательная английская гувернантка Джейн Эйр (точно так же, как символом латинских страстей стала рабыня Изаура, а символом открытой, несдерживаемой ничем сексуальности нормальной женщины – пылкая леди Чаттерлей).
Если не брать в расчет латиноамериканские «мыльные оперы», которые стали порождением XX века, то романами о трогательных любовных историях зачитывались еще наши бабушки и прабабушки. Это как-то не соответствовало государственной идеологии нашей страны, и потому долгое время знаменитые книги оставались вне поля зрения целых поколений женщин.
Теперь же, наверное, каждый знает имя Шарлотты Бронте, которая и подарила миру бесхитростную историю худенькой некрасивой Золушки, в конце концов завоевавшей своей счастье.
Однако мало кто знает историю самой Шарлотты – такой же худенькой, печальной и трогательной английской барышни, которая за свою недолгую жизнь
по очереди похоронила практически всех своих родных и в конце концов сама умерла от скоротечной чахотки, не дожив даже до сорока лет.
В консервативной пуританской Британии начала XIX века провинциальной бедной девушке было невозможно даже мечтать о литературной карьере (не случайно первая книга сестер Бронте вышла под псевдонимом «братья Белл»). Ее уделом должны были стать семья, дети, муж либо монастырь с его строгим уставом и полным отрешением от всего земного. Где уж тут мечтать о романтической любви! Но не такими были дети, рожденные в семье приходского священника Патрика Бронте и его обожаемой супруги Мэри.
Когда Мэри умерла и была похоронена на кладбище маленького поселения в Средней Англии, где получил приход ее муж, Шарлотте было всего пять лет. Но она навсегда сохранила в памяти веселый живой характер своей матери, ее легкость в общении с детьми, которых у нее, кроме Шарлотты, было еще пятеро. В доме при ней часто звучали песни и музыка, которые умерли вместе со смертью Мэри.
Патрику было сложно в одиночестве воспитывать детей. К тому же мешала и большая нагрузка в приходе, служению в котором он отдавался без остатка. Формально детям ничего не запрещали, их искренне любили и старались предоставить пристойное образование, однако загруженность отца играла свою отрицательную роль. К тому же девочки (а их было пятеро -- Мария, Элизабета, Шарлота, Эмилия и Энн) мучительно напоминали ему умершую жену. Может быть, именно поэтому Патрик Бронте совершил роковую ошибку – отправил их на воспитание в один из сиротских приютов.
Самые благие побуждения, однако, обернулись трагедией – две старшие сестры Шарлотты в приюте буквально «сгорели» у нее на глазах от болезней и лишений. Узнав об этом, отец немедленно забрал оставшихся девочек – Шарлотту, Эмилию и Энн – и занялся их домашним образованием. Благо, при всей бедности семьи Патрик Бронте стремился обязательно выделять средства на обновление библиотеки и тщательно следил на культурными новинками Британии.
Однако при этом дети по-прежнему были предоставлены сами себе и вынуждены были самостоятельно искать себе занятия, чтобы разнообразить скучную жизнь сельской английской глубинки. Некоторые исследователи считают, что именно это и подтолкнуло всех детей семейства Бронте к занятию творчеством. Достаточно сказать, что на досуге они вместо обычных детских игр ставили целые кукольные спектакли, для которых сами писали пьесы, делали игрушки, а брат Бренуэлл рисовал декорации. Так развивались и фантазия, и творческие способности детей.
В конечном итоге лишь Шарлотте удалось получить «настоящее» образование. Отец отправил ее в пансионат, хорошо известный в Англии своими методиками преподавания и воспитания. Девушка с блеском закончила его в 1832 году и настолько хорошо себя зарекомендовала, что в течение нескольких лет после выпуска проработала там преподавателем. К концу жизни она вспоминала эти годы как самые спокойные и счастливые, не обремененные лишениями и скандалами.
К сожалению, после этого судьба больше не баловала Шарлотту своими подарками. Так и осталась нереализованной мечта девушек (к этому времени с блеском закончила учебу все в том же пансионате и младшая из сестер – Энн) создать свою маленькую школу для девочек. Рухнули и мечты их брата завоевать славу великого художника – первая же его выставка с треском провалилась. Он замкнулся в себе, запил, характер его стал буйным и неуправляемым, к тому же он транжирил все деньги семейства, спуская их на выпивку.
Сестры Шарлотты постоянно болели в холодном доме, а сама девушка раз за разом переживала крушение своих романтических надежд, которые в конце концов воплотила в своих романах. Ей удивительно не везло с возлюбленными: то она вместе с младшей сестрой Энн безнадежно влюбилась в помощника своего отца, который уже был счастливо помолвлен с другой; то ее захватила пылкая страсть к женатому человеку, который был отцом пятерых детей и к тому же намного ее старше. Более того, этот человек поначалу даже жестоко поощрял ее чувства, и лишь подозрения его ревнивой супруги заставили его отвернуться от бедной Шарлотты.
Все эти переживания, загнанные глубоко внутрь бедного страдающего сердечка, в конце концов и вылились на страницы книг и превратились в знаменитые сегодня романы. Эмилия прославилась своими стихами (ее единственный роман «Грозовой перевал» обрел популярность только после смерти автора), Энн – романом «Агнес Грэй», а Шарлотта в конце концов издала четыре романа (самым знаменитым из которых, конечно же, стала история бедной гувернантки Джейн Эйр).
К ней наконец-то пришла слава, на нее обратил внимание знаменитый романист Уильям Теккерей, ее приглашали на встречи с английскими интеллектуалами, а издательства боролись за право опубликовать ее новые произведения. А личная жизнь ее между тем была по-прежнему скудна и трагична. Она похоронила сестру Эмилию и окончательно спившегося брата, у нее на глазах угасла Энн и почти помешался от горя старик-отец.
Шарлота отчаянно нуждалась в любви и поддержке, но очередной роман (с одним из ее издателей) так и не завершился браком. Устав бороться с одиночку с ударами судьбы, Шарлотта согласилась выйти замуж за молодого священника из отцовского прихода Артура Николлса-Бейлля, который никогда не понимал ее романтических устремлений и жажды творчества. Для него она всегда была лишь добропорядочной женой священника. Ее замужество продлилось всего несколько месяцев. Шарлотте так и не удалось при этом стать матерью: она умерла беременной все от той же скоротечной чахотки.
Сестры Шарлотты постоянно болели в холодном доме, а сама девушка раз за разом переживала крушение своих романтических надежд, которые в конце концов воплотила в своих романах. Ей удивительно не везло с возлюбленными: то она вместе с младшей сестрой Энн безнадежно влюбилась в помощника своего отца, который уже был счастливо помолвлен с другой; то ее захватила пылкая страсть к женатому человеку, который был отцом пятерых детей и к тому же намного ее старше. Более того, этот человек поначалу даже жестоко поощрял ее чувства, и лишь подозрения его ревнивой супруги заставили его отвернуться от бедной Шарлотты.
Все эти переживания, загнанные глубоко внутрь бедного страдающего сердечка, в конце концов и вылились на страницы книг и превратились в знаменитые сегодня романы. Эмилия прославилась своими стихами (ее единственный роман «Грозовой перевал» обрел популярность только после смерти автора), Энн – романом «Агнес Грэй», а Шарлотта в конце концов издала четыре романа (самым знаменитым из которых, конечно же, стала история бедной гувернантки Джейн Эйр).
К ней наконец-то пришла слава, на нее обратил внимание знаменитый романист Уильям Теккерей, ее приглашали на встречи с английскими интеллектуалами, а издательства боролись за право опубликовать ее новые произведения. А личная жизнь ее между тем была по-прежнему скудна и трагична. Она похоронила сестру Эмилию и окончательно спившегося брата, у нее на глазах угасла Энн и почти помешался от горя старик-отец.
Шарлота отчаянно нуждалась в любви и поддержке, но очередной роман (с одним из ее издателей) так и не завершился браком. Устав бороться с одиночку с ударами судьбы, Шарлотта согласилась выйти замуж за молодого священника из отцовского прихода Артура Николлса-Бейлля, который никогда не понимал ее романтических устремлений и жажды творчества. Для него она всегда была лишь добропорядочной женой священника. Ее замужество продлилось всего несколько месяцев. Шарлотте так и не удалось при этом стать матерью: она умерла беременной все от той же скоротечной чахотки.
Василий СЕРГЕЕНКО.
(Орфография источника сохранена)