(1817 — 1848)
Патрик Брэнуэлл Бронте Патрик Брэнуэлл Бронте (1817 — 1848)
(1817 — 1848).
Автопортрет (1840)
Родился в Торнтоне (Thornton), Йоркшир (Yorkshire),
северная Англия,
26 июня 1817 года.
Умер в Хауорте (Haworth), Йоркшир (Yorkshire),
Умер в Хауорте (Haworth), Йоркшир (Yorkshire),
северная Англия,
24 сентября 1848 года.
Патрик Брэнуэлл Бронте (Patrick Branwell Brontё, 1817 — 1848) — брат писательниц Шарлотты, Эмили и Энн Бронте, а также — Марии Бронте и Элизабет Бронте.
Детство:
Патрик Брэнуэлл Бронте — четвертый ребенок и единственный сын преподобного Патрика Бронте и Марии Бронте (в девичестве Брэнуэлл).
Свое первое имя Патрик Брэнуэлл Бронте, очевидно, получил в честь отца. В качестве второго имени ему дали девичью фамилию матери, вероятно, в надежде, что ее состоятельные родственники будут ему помогать. Впоследствии родные и знакомые употребляли в качестве сокращенного варианта второе имя. Крестными Брэнуэлла стал отец Элизабет Ферт (которая стала крестной его сестер Элизабет и Энн) Джон Шолефилд Ферт. В качестве крестной выступила вторая жена Джона, Энн Грэм (мачеха мисс Ферт).
После смерти матери в 1821 году, ее сестра Элизабет Брэнуэлл переехала в дом священника, чтобы присматривать за детьми, и Патрик Брэнуэлл стал одним из любимцев своей тети (второй ее любимицей была его младшая сестра Энн). В 1825 году две старших дочери семьи Бронте, Мария и Элизабет, умерли от туберкулеза. Оставшиеся четверо детей пастора, возрастная разница между которыми не превышала пяти лет, стали уникальной сплоченной командой.
Образование:
Патрик Брэнуэлл был одарен от природы не в меньшей степени, чем его сестры. У него был талант художника и писателя, но задатки, которыми он располагал, не получили развития. В детстве он с удовольствием читал, рисовал, увлекался поэзией. Его переводы Од Горация получили признание у критиков. Известно также, что Патрик Брэнуэлл Бронте неплохо играл на органе. За этим инструментом его время от времени можно было видеть в церкви, где служил его отец.
Обучением Патрика Брэнуэлла, преимущественно, занимался его отец, который дал сыну классическое образование. Преподобный Патрик Бронте проводил с сыном поучительные беседы. Кроме того, образованием племянника, также, как и его сестер, занималась тетушка Брэнуэлл. Также известно, что дом пастора посещали частные преподаватели музыки и рисования.
Было время, когда отец нанял учителя рисования специально для Патрика Брэнуэлла. Учитель был доволен своим учеником и прочил ему будущее художника.
Однако попытка Патрика Брэнуэлла получить художественное образование не увенчалась успехом.
Внешний вид и личность:
Что касается внешности Патрика Брэнуэлла Бронте, то, по свидетельствам, он выглядел заурядно. Патрик Брэнуэлл, как и его сестры, был маленького роста, рыжий, с большим носом, и часто расстроено опускал глаза, закрытые видными очками. Брэнуэлл укладывал густые волосы в высокую копну, чтобы визуально увеличить свой рост. Лоб у него был большой, неровный, что свидетельствовало о его интеллектуальности и, в то же время, еще больше прятало его маленькие «хорьковые», глубоко посаженные глаза. Он обладал хрупким сложением, и его удрученный взор порою мог внезапно сменяться быстрыми и мгновенными взглядами.
Писательская карьера:
Патрик Брэнуэлл Бронте в детские и юношеские годы вместе со своими сестрами занимался сочинительством, создавая выдуманные миры. Вместе со своей сестрой Шарлоттой он создал серию приключенческих новелл под названием «Королевство Ангрия, или Легенды Ангрии» («Tales of Angria»). Действие этих новелл разворачивается в стране, созданной собственным воображением Патрика Брэнуэлла и Шарлотты — Ангрии.
Брэнуэлл посылал свои письменные работы в редакции газет и журналов (в том числе и в редакцию журнала "Blackwood's Magazine"), предлагая их к публикации, или же частным лицам для получения профессионального критического суждения. Среди его корреспондентов были авторы, мнение которых сам Брэнуэлл считал авторитетным, в том числе Вордсворт, Де Куинси и Хартли Кольридж. Тем не менее, Патрику Брэнуэллу было суждено увидеть в печати лишь несколько своих поэм, которые были опубликованы в газетах Йоркшира.
Карьера:
В 1838 Патрик Брэнуэлл решил попробовать свои силы в качестве профессионального художника-портретиста в арендованной студии в Бредфорде (Bradford), где проработал до 1839 года. Он написал много портретов своих друзей по художественному сообществу пабов Бредфорда, но так не смог заработать этим на жизнь. В этот период Брэнуэлл нарисовал портрет миссис Кирби, хозяйки арендуемого им помещения, возможно, в счет арендной платы. Но по каким-то причинам сама миссис Кирби осталась недовольной результатом. Портрет миссис Кирби датирован, приблизительно, 1838 — 1839 годом. Примерно в это же время Брэнуэлл написал также потрет мужа миссис Кирби, Исаака Кирби (Isaac Kirby, ? — 1844) — бредфордского предпринимателя, живущего со своей семьей на Фонтэйн-стрит (Fountain Street)[1].
Какое-то время он работал помощником учителя в одной из провинциальных школ, но вскоре был принужден просить отставки, не выдержав насмешек задиристых мальчишек над своим маленьким ростом. Патрик Брэнуэлл возвратился в Хауорт, располагая средствами, ничуть не превышающими тех, с какими он некогда покидал этот город.
В 1840 году Патрик Брэнуэлл Бронте стал наставником двух мальчиков из богатой семьи Постлетуэйтов (Postlethwaite) в Бротон-ин-Фёрнесс (Broughton-In-Furness) в Уэстморленде (Westmorland), но после полугода работы там был уволен[2]. В это время он трудился над переводами Од Горация.
В конце августа 1840 года Патрик Брэнуэлл Бронте был назначен ассистентом клерка на Соурби-Брижд (Sowerby Bridge), железнодорожной станции недалеко от Галифакса (Halifax). Его стартовая зарплата была 75 фунтов годовых.
Железнодорожная станция Соурби-Брижд (Sowerby Bridge),
где работал Патрик Брэнуэлл (1914)
Ещё одним пунктом назначения Патрика Брэнуэлла Бронте было место ответственного клерка на железнодорожной станции в Ладденден-Футе (Luddenden Foot) близ Хебден-Бриджа (Hebden Bridge), где он пробыл с октября 1841 по апрель 1842 года. Это была только что открытая железнодорожная линия, а само помещение станции, где работал Патрик Брэнуэлл, представляло собой нечто вроде сторожевой будки на отшибе от всякого населения. Единственными, кто мог составить здесь общество пасторскому сыну, были несколько тупоголовых недоучек-фабрикантов, непригодных даже для поддержания элементарной беседы.
Чтобы заглушить свою постоянную неудовлетворенность, Патрик Брэнуэлл крепко напивался и, ничуть не заботясь о ведении станционных дел, поручал их своим помощникам и служителям. Неудивительно, что спустя короткое время в станционных книгах обнаружились денежные недочеты (размер недостачи составлял 11 фунтов), и хотя сам Патрик Брэнуэлл не был прямо обвинен в воровстве, его позорная отставка оказалась неизбежной.
Трактир «Лорд Нельсон» —
одно из старейших строений в Ладдендене (Luddenden).
Место, где, по многочисленным свидетельствам,
часто бывал Патрик Брэнуэлл Бронте
В течение всего периода работы в семье и на станции Патрик Брэнуэлл писал поэмы для газет Йоркшира под различными псевдонимами.
Оказавшись в лоне семьи, Патрик Брэнуэлл вернулся к своему прежнему разгульному образу жизни. Каждый божий день неизменно проводил он за стойкой гостиницы «Черный Бык» ("Black Bull"), напиваясь до полного одурения, невзирая на то, что его скверные привычки, а также вредная работа на железнодорожной станции подточили его здоровье настолько, что грубые излишества, которые он столь охотно себе позволял, могли убить его в любой момент.
Гостиница "Черный Бык" ("Black Bull")
Стул Патрика Брэнуэлла Бронте
в гостинице "Черный Бык" ("Black Bull")
Желая привести горемычного брата в чувства, его младшая сестра Энн выхлопотала для него место частного учителя одного из сыновей своих хозяев, мистера и миссис Робинсон, владельцев усадьбы Торп Грин (Thorp Green), располагавшейся в 12 милях от Йорка (York), где она продолжала служить гувернанткой у двух старших дочерей. На своё горе, Патрик Брэнуэлл без памяти влюбился в свою хозяйку, Лидию Робинсон, урожденную Гисборн (Lydia Robinson, nee Gisborne, 1799 — 1859), которая была старше его на 17 лет и легко его обольстила[3]. После того, как он был уличен в скандальной связи с миссис Робинсон, и брату и сестре пришлось оставить службу. Брэнуэлл был уволен со своего поста в июле 1845 года.
Поместье Торп Грин-Холл (Thorp Green Hall) Лидия Робинсон
Падение:
Несчастная любовь к миссис Робинсон окончательно вывела болезненно-нервную натуру Патрика Брэнуэлла из равновесия. После своей позорной отставки с поста частного учителя в Торп Грине он стал пить с еще большей силой, и в довершении ко всему, пристрастился к наркотикам. Всё это окончательно разрушило его здоровье, и в итоге он заразился туберкулезом. Семья не догадывалась, насколько он болен, поскольку местный врач поставил диагноз лишь на последней стадии болезни.
Силы Патрика Брэнуэлла убывали, ночами его преследовали кошмары, граничившие с безумием, и никакие старания сестер помочь ему не приводили ни к чему. Дни и ночи в Хауорте были отравлены ожиданием дикой выходки с его стороны, весь дом жил в невероятном напряжении. Приходилось скрывать от него публикации их произведений, чтобы не усиливать боль от его собственных неудач. А ведь Патрик Брэнуэлл пытался и сам писать. После него остались наброски, незавершенная рукопись. На протяжении ряда лет существовала версия о том, что «Грозовой Перевал» был написан Патриком Брэнуэллом. Текстуальный анализ фрагментов Патрика Брэнуэлла, проведенный в сопоставлении с текстом романа Эмили, не подтвердил эту точку зрения.
Патрик Брэнуэлл Бронте скончался 24 сентября 1848 года в возрасте тридцати одного года, раскаиваясь в том, что за всю свою жизнь не сделал ничего «ни великого, ни хорошего». Похоронен он был в фамильном склепе в церкви святого Михаила, где ранее легли останки его матери и старших сестер Марии и Элизабет, а позднее — отца и всех оставшихся сестер (кроме самой младшей сестры Энн Бронте, похороненной в Скарборо).
По поводу смерти Патрика Брэнуэлла есть свидетельство, что он умер стоя, что говорит о том, что в ответственные моменты он проявлял твердость характера, мужество и силу воли. Об этом свидетельствует сама Шарлотта Бронте в одном из своих писем, датированном 9 октября 1848 года:
«<…>Я слышала от того, кто ухаживал за Брэнуэллом во время его последней болезни, что он решил умереть стоя. Он постоянно говорил, что пока жизнь еще теплится, должна быть сила воли поступать так, как считаешь нужным. И, когда началась агония, он настоял, чтобы встретить смерть стоя<…>»[4].
«Бедный, блестящий, веселый, капризный, мечтательный, страшно увлекающийся, несчастный Бронте! — сказал о Патрике Брэнуэлле его друг, Фрэнсис Генри Гранди (Francis Henry Grundy, 1822? — ?). — Ни одна история не говорит о твоей борьбе и порываниях к добру, о твоем остроумии и блестящем уме, привлекательности к жажде сильных ощущений... свойствах, делавших из тебя такого "интересного и веселого собеседника" и которые вместе с тем свели тебя в преждевременную могилу»[5].
Сестры Патрика Брэнуэлла Бронте отразили свои переживания за брата и свои сожаления по поводу избранного им образа жизни в своем творчестве. Наиболее ярко это проявилось в романе Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», о процессе сочинения которого Шарлотта позднее напишет в автобиографической заметке, посвященной сестрам:
«<…> Ей [Энн — Е. М.] довелось наблюдать возле себя в течение долгих лет страшные следствия дурного использования талантов и зло употребления способностями. Натура ее была чувствительной замкнутой и меланхоличной. То, что она наблюдала, глубоко проникало ей в душу и причиняло вред. Она столь долго и упорно сосредотачивалась на этом, что в конце концов уверовала, будто на нее возложен долг изобразить каждую подробность (разумеется, используя вымышленные характеры, события и положения) в предостережение другим. Она ненавидела свой труд, но упорно его продолжала. Когда ее уговаривали, она видела в самых веских доводах лишь предлог для самопотакания. Нет, она должна быть честной. Она не должна лакировать, смягчать или умалчивать. Эта продиктованная самыми лучшими побуждениями решимость истолковывалась неверно и навлекала на нее сердитые порицания, которые она сносила, — как и все, что было ей тяжело, — с кротким неиссякаемым терпением<…>»[6].
Таким образом, становится ясным, что дурные привычки и поступки мужа героини романа Артура Хантингдона (Arthur Huntingdon) в определенной мере являются отражением того, что Энн и ее сестры видели в повседневном образе жизни и поведении своего брата в эти годы. Однако фраза Шарлотты «разумеется, используя вымышленные характеры, события и положения» указывает на то, что, по сути, Патрик Брэнуэлл Бронте не был прототипом мистера Хантингдона.
Вполне вероятно, что некоторые черты поведения пьяного Брэнуэлла воплощены также в манерах напившегося Хиндли Эрншо (Hindley Earnshaw) в романе Эмили Бронте «Грозовой Перевал».
Поступки Патрика Брэнуэлла нашли свое отражение и в творчестве Шарлотты Бронте. Так, известный биографам и литературоведам эпизод из жизни семьи Бронте, когда Брэнуэлл поджигает свою кровать[7], отчетливо узнается в поджоге кровати мистера Рочестера (Mr. Rochester) его женой Бертой Антуанеттой (Bertha Antoinetta) в романе «Джейн Эйр».
Место рождения Шарлотты, Патрика Брэнуэлла,
Эмили Джейн и Энн Бронте.
Торнтон (Thornton) близ Бредфорда (Bradford),
Маркет-стрит, 74 (Market Street, 74), Англия
Эмили Джейн и Энн Бронте.
Торнтон (Thornton) близ Бредфорда (Bradford),
Маркет-стрит, 74 (Market Street, 74), Англия
Мемориальная плита на доме:
В ЭТОМ
ДОМЕ РОДИЛИСЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ЧЛЕНЫ
СЕМЬИ БРОНТЕ:
Шарлотта — 1816.
Патрик Брэнуэлл — 1817.
Эмили Джейн — 1818.
Энн — 1820.
В ЭТОМ
ДОМЕ РОДИЛИСЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ЧЛЕНЫ
СЕМЬИ БРОНТЕ:
Шарлотта — 1816.
Патрик Брэнуэлл — 1817.
Эмили Джейн — 1818.
Энн — 1820.
Место, где были крещены Шарлотта, Эмили Джейн, Патрик Брэнуэлл и Энн Бронте.
Белл Чэпел или Колокольная Часовня (Bell Chapel)
Самодельные книжки детей Бронте
Обложка сочинения
юного Патрика Брэнуэлла Бронте
«История молодых людей» /
"The History of the Young Men",
написанная под псевдонимом
Джон Бад (John Bud)
(1831).
Это сочинение представляет собой
один из вариантов пьесы
«Молодые люди» /"Young Men",
упомянутой Шарлоттой Бронте
в автобиографической заметке «История года» /
"The History of the Year"
от 12 марта 1829 года
юного Патрика Брэнуэлла Бронте
«История молодых людей» /
"The History of the Young Men",
написанная под псевдонимом
Джон Бад (John Bud)
(1831).
Это сочинение представляет собой
один из вариантов пьесы
«Молодые люди» /"Young Men",
упомянутой Шарлоттой Бронте
в автобиографической заметке «История года» /
"The History of the Year"
от 12 марта 1829 года
Деревянные солдатики Патрика Брэнуэлла Бронте
Страницы маленькой книги детей Бронте
Эта маленькая книга первоначально принадлежала Артуру Беллу Николлсу, мужу Шарлотты Бронте. После его смерти большая часть его коллекции вещей Бронте была продана на аукционе в 1907 году. Эту книгу приобрел частный американский коллекционер Генри Хьюстон Боннелл (Henry Houston Bonnell, 1859 — 1926). После смерти Генри Хьюстона Боннелла дом семьи Бронте был куплен, и в нем открылся Музей Бронте (The Brontë Parsonage Museum), где, в конце концов, и оказалась эта книга[8].
Эта маленькая книга первоначально принадлежала Артуру Беллу Николлсу, мужу Шарлотты Бронте. После его смерти большая часть его коллекции вещей Бронте была продана на аукционе в 1907 году. Эту книгу приобрел частный американский коллекционер Генри Хьюстон Боннелл (Henry Houston Bonnell, 1859 — 1926). После смерти Генри Хьюстона Боннелла дом семьи Бронте был куплен, и в нем открылся Музей Бронте (The Brontë Parsonage Museum), где, в конце концов, и оказалась эта книга[8].
Другие книги детей Бронте из коллекции
Генри Хьюстона Боннелла (Henry Houston Bonnell)
Мемориальная плита семьи Бронте:
Фамильный склеп
Семьи Бронте
Находится под
Этой плитой,
Рядом с местом
где была кафедра Бронте
В старой церкви.
Здесь покоятся
Следующие члены
Семьи
Мария и Патрик.
Мария, Элизабет,
Брэнуэлл,
Эмили Джейн, Шарлотта
Фамильный склеп
Семьи Бронте
Находится под
Этой плитой,
Рядом с местом
где была кафедра Бронте
В старой церкви.
Здесь покоятся
Следующие члены
Семьи
Мария и Патрик.
Мария, Элизабет,
Брэнуэлл,
Эмили Джейн, Шарлотта
----------------------------------------------------
[1] Портреты мистера и миссис Кирби, а также портреты других знакомых Патрика Брэнуэлла Бронте, написанные в период его художественной деятельности в Бредфорде, представлены ниже. Подробнее о портретах мистера и миссис Кирби см. в разделах: «Персоналии. — Исаак Кирби» и «Творчество. — Творчество Патрика Брэнуэлла Бронте. — Живопись и графика».
[2] Ходили слухи, что Брэнуэлл соблазнил молодую служанку, которая, якобы, забеременела и родила от него ребенка. Ребенок, по слухам, умер в младенчестве, и Брэнуэлл был глубоко потрясен этим печальным событием. Однако нет никаких существенных подтверждений правдивости этой истории.
[3] Любовный роман Патрика Брэнуэлла Бронте с миссис Робинсон отражен в фильме «Выпускник» (1967), по сюжету которого молодого человека, соблазненного зрелой дамой по фамилии Робинсон, зовут Бен Брэддок. Кроме того, Патрик Брэнуэлл Бронте и его сестры являются главными героями пьесы американского юриста и педагога Ли Боллингера (Lee Carroll Bollinger) (род.1946) «Мартовские бури» (англ. The Gales of March) (1987).
[4] Gаskell Е. The Life of Charlotte Brontё. Vol. II, ch. II. – London: Penguin, 1977. – P. 312 – 358. Перевод с англ. И. Ирской.
[5] Петерсон О. Семейство Бронте: (Керрер, Эллис и Актон Белль). – СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1895. – С. 159. В данной биографической книге фамилия друга Патрика Брэнуэлла Бронте — Фрэнсиса Гранди (Francis Grundy) — переведена иначе — Грунди.
[6] О младшей сестре // Бронте Э. Грозовой Перевал: Роман; Стихотворения. – М.: Худож. лит., 1990.– С. 306 – 307.
[7] Подробнее об этом эпизоде см. в разделе: «Персоналии. — Эмили Джейн Бронте. — О характере Эмили Джейн Бронте».
[8] Подробнее об этом см. в разделе: «Судьба реликвий Бронте».