(1817 — 1878)
Сохранились некоторые письма Шарлотты Бронте к Джорджу Генри Льюису на темы литературы и литературной критики. В этих письмах Шарлотта Бронте предстает перед нами как смело и свободно мыслящий художник, способный отстаивать свои взгляды и суждения.
Переписка между Шарлоттой Бронте и Джорджем Генри Льюисом завязалась в середине 1840-х годов. Восхищенный "Джейн Эйр", Льюис направил Шарлотте Бронте письма, где, наряду с самыми искренними и высокими похвалами, содержались и критические замечания: Льюис советовал Шарлотте Бронте "остерегаться мелодраматизма и держаться правды". Шарлотте Бронте был неизвестен ее корреспондент. Она узнала о нем от своего издателя Джорджа Мюррея Смита уже после того, как отправила ответ:
В другом письме Льюис посоветовал Шарлотте Бронте следовать Джейн Остен и "тщательнее отрабатывать образы", "быть более сдержанной". Шарлотта Бронте ответила на это так: «Недоумеваю, почему Вам так нравится Джейн Остен. Что побудило Вас писать, что Вы предпочли бы стать автором "Гордости и предубеждения", а не автором Томаса Джонса или романов Скотта?.. Я прочла "Гордость и предубеждение" и что я нашла там? Точное воспроизведение обыденных лиц, ухоженные сады с подметенными дорожками и нежными цветами. Но ни одного яркого образа! Ни одного дикого ландшафта. Там нет свежего воздуха, голубых, суровых скал. Мне не хотелось бы жить среди этих дам и в их элегантных, но огражденных от жизни домах... Вы советуете мне запомнить, что Остен не поэтесса, не обладает ни "чувством", ни красноречием, и предлагаете "научиться признавать в ней величайшего художника, величайшего создателя человеческих характеров"... Но может ли быть великий художник глух к поэзии? Если Остен, как Вы говорите, лишена поэзии, то она, возможно, разумна, реалистична, может быть, более реалистична, чем правдива, но великой она быть не может». (Пер. с англ. Е. Гениевой).